Воспитательная работа в колледже является неотъемлемой частью образовательного процесса. Профессиональное образование сегодня ориентируется на подготовку выпускников, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности, стремящихся к непрерывному образованию и самообразованию. Качество подготовки таких выпускников зависит от общей культуры личности, которая формируется в образовательной среде колледжа. Воспитывающее воздействие образовательного процесса заключается, прежде всего, в его духовной и культурной направленности, формировании гуманистического мировоззрения, в раскрытии связей знаний и умений с жизнью, в приобретении позитивного социального опыта
Определяющим для нас является повышение статуса воспитания в колледже, создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса, для гармоничного развития личности, реализации ее творческой и гражданской активности, готовности служению Отечеству, повышения профессионального уровня будущих специалистов.
Воспитательная деятельность в колледже регламентирована нормативно-правовой базой, при разработке которой был учтен накопленный ранее опыт работы с обучающимися, актуализированы наиболее эффективные формы организации воспитательной работы опирающиеся на ряд законов, принятых на региональном и федеральном уровнях.
Определяющим документом организации воспитательной деятельности в колледже является Концепция воспитательной работы со студентами, по которой ведется систематизированный и целенаправленный воспитательный процесс. Данная Концепция составлена на основе приоритетных направлений реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. В основу Концепции воспитательной работы со студентами колледжа положены принципы, определенные Законом РФ «Об образовании в РФ». На основе Концепции разработаны Программы воспитания по разным направлениям.
Основные направления деятельности по воспитанию и социализации обучающихся также прописаны с учётом требований ФГОС по формированию общих компетенций обучающихся в учреждении СПО, каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря этому программа воспитания и социализации охватывает все жизненные состояния, необходимые человеку любой профессии и возраста. Таким образом, общие компетенции конкретизируются на уровне программы воспитания и социализации и учебных предметов.
Основными формами учебно-воспитательной и внеурочной работы колледжа являются: воспитательная работа в учебном процессе, воспитательная внеурочная деятельность, включающая в себя научно-исследовательскую, общественную, культурно-массовую, спортивно-оздоровительную и другую деятельность обучающихся.
Воспитательная работа в колледже возглавляется заместителем директора по В.Р., осуществляется заведующими отделений, социальным педагогом, классными руководителями и преподавателями в учебном процессе. Ряд организационных функций возложен на студенческий совет.
Направления программ воспитания и социализации включают все ОК и таким образом достигается универсальность программы. Воспитательная работа по данным направлениям идёт параллельно в течение учебного года.
Направления воспитательной деятельности |
Назначение программы |
ОК |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни |
Формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; Формирование мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; Создание для обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования; Развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
Развитие у обучающихся способности рационального осмысления общечеловеческих и социальных ценностей мира, осознания личностной причастности к миру во всех его проявлениях, формирование патриотического сознания, чувства гордости за достижения своей страны, родного края, верности своему Отечеству. |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учётом особенностей социального и культурного контекста |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
Развитие у обучающихся экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; Воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
Формирование духовно- нравственного воспитания |
Развития у обучающихся нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); Формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; Развитие сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; Содействия формированию у обучающихся позитивных жизненных ориентиров и планов; Оказания помощи обучающимся в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учётом особенностей социального и культурного контекста |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры |
Ценностное отношение к прекрасному; понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира; способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни; Получение опыта эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; представление об искусстве народов России; Получение опыта эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности; Опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества; Опыт реализации эстетических ценностей в пространстве колледжа и семьи |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учётом особенностей социального и культурного контекста |
Профессиональная мотивация обучающихся |
Организация социального партнёрства колледжа с представителями образовательного и профессионально-производственного территориального окружения, обеспечение преемственности профессионального образования и предприятия; Использование профориентационно значимых ресурсов; Обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения; Адаптация имеющегося в колледже банка профориентационных технологий к условиям изменяющегося рынка труда и услуг профессионального образования; Конструирование педагогами самостоятельных вариантов оказания педагогической поддержки профессионального самоопределения; обогащение практического опыта сопровождения социально-профессионального подростков; Проверка эффективности использования действующих и вновь созданных учебно-методических комплектов; вариантов организации реализации средств профессиональной ориентации |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
Формирование социально-активных студентов – граждан России – является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, патриотического и национального самосознания.
Базовые национальные ценности, которые сформулированы в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
По данному направлению в колледже разработана и реализуется подпрограмма «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся ГСК». Реализация данной подпрограммы осуществляется посредством проведения следующих мероприятий:
· ежегодно проводиться областной молодежный форум «Молодежь-будущее России!»;
· ежегодно проводиться областной конкурс военно-патриотической и солдатской песни «Вспомним, ребята, мы Афганистан» и областной фестиваль;
· интеллектуальная игра, посвященная Дню Конституции;
· ко Дню Победы проводится торжественный митинг на котором студенты имеют возможность пообщаться с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, воинами - интернационалистами;
· провидятся «Урока Мужества » для студентов с приглашением воинов-интернационалистов;
· преподаватели и обучающиеся колледжа участвуют в торжественном шествии, митинге, возложении венков к памятнику неизвестного солдата;
· в течение года ведется оформление стенда и выпуск стенгазет к знаменательным датам и государственным праздникам;
· проводятся классные часы на темы: «Я – гражданин России», «Символика России»;
· организовываются тематические викторины и конкурсы совместно с библиотекой колледжа;
· в читальном зале колледжа оформляются выставки к государственным и знаменательным датам;
· организовываются экскурсии в музей и выставочные залы города;
· с целью повышения интереса к военной службе и защите Отечества наши ребята ежегодно участвуют в городском мероприятии «День призывника»;
· в рамках городских мероприятий по этому направлению работы наши студенты участвуют:
1. в конкурсе исследовательских работ «Никоновские чтения»;
2. в соревнованиях, посвященных Дню защитника Отечества;
3. в легкоатлетической эстафете, посвященной Дню Победы.
Особое значение имеют усилия, направленные на выработку у студентов толерантного поведения, навыков межкультурного взаимодействия между представителями разных национальностей и культурных традиций.
В рамках учебных занятий по таким дисциплинам как русский язык, история, право, обществознание, безопасность жизнедеятельности студенты получают знания об экстремизме и его негативных проявлениях, обсуждают социально-политические ситуации в стране и в мире.
Проводятся тематические классные часы, беседы о толерантном отношении ко всем видам и формам инакомыслия, вероисповедания, национальности («Россия начинается с тебя», «Все мы граждане одной страны», «Я среди людей, люди среди меня», «Толерантность как основа социальной безопасности», «Культура мира и формирование толерантного сознания», «В семье наше будущее» и др.), об экстремальных молодежных течениях («панки», «скинхеды» и др.). Регулярно в колледже проводятся занятия с приглашением специалистов областной правовой школы по профилактике терроризма и экстремизма в молодежной среде.
С целью призвать молодежь руководствоваться в своей жизни духовно-нравственными принципами и противостоять распространению наркотиков, алкоголя и экстремизма в колледже проходили встречи с отцом М.Хижим.
Педагогический коллектив и администрация колледжа тесно работают над тем, чтобы найти пути и способы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений в обществе студентов и родителей. Показателем эффективности профилактической работы является отсутствие в колледже фактов экстремистских проявлений в молодежной среде.
Сегодня нас особо тревожат негативные проявления в студенческой среде, которые подтверждаются статистикой правонарушений, представленной нам органами внутренних дел.
Для предупреждения подобных проявлений в рамках правового воспитания в колледже создана и реализуется подпрограмма «Предупреждение безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений и суицидов несовершеннолетних, а также по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения, защиты их прав и законных интересов».
Налажен тесный контакт с КДНиЗП, ОПДН совместно с которыми ежегодно составляется план работы и проводятся следующие профилактические мероприятия:
· цикл лекций для студентов с разъяснением правовых вопросов (с участием инспектора ОПДН и сотрудника прокуратуры);
· ежемесячно проводятся заседания Комиссии по профилактике - правонарушений и Учебно-воспитательной комиссии;
· инспекторами ОПДН проводятся индивидуальные беседы и консультации с обущающимися и родителями;
· ведется работа по организации летней занятости студентов, состоящих на учете в ОПДН;
· ведется контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов, состоящих на различных видах учета;
· ведется привлечение студентов с девиантным поведением к внеучебной деятельности (занятия в кружках, секциях, участие в художественной самодеятельности).
Важное место в воспитании будущих специалистов отводится культурно-массовой и творческой деятельности студентов, способствующей приобретению положительных привычек, формированию характера, развитию инициативы, творческих способностей и активной жизненной позиции.
Воспитание у студентов нравственности и высокой культуры является одной из самых важных задач в процессе становления личности.
Это направление работы включает в себя духовное, нравственное, этическое, эстетическое и экологическое воспитание, которое сопровождается проведением в колледже таких мероприятий как:
· День знаний, на котором проводится линейка для первокурсников;
· Дню матери посвящается литературно-музыкальная композиция «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках»;
· проводятся конкурсные программы к Новому году, к Татьяниному дню, к 8 марта и другим праздникам;
· среди студентов проводятся исследования по темам: «Моя родословная» и «Семейные традиции»;
· на основе интересов, потребностей студентов в учебном заведении функционируют творческие объединения студентов, кружки и спортивные секции;
· организовываются тематические встречи;
· посещают музей и выставочные залы города;
· проводятся классные часы по пропаганде русской культуры, литературы;
Творческий потенциал студентов колледжа раскрывается не только на внутриколледжных мероприятиях, но и на областных и городских конкурсах и фестивалях:
· так, обучающиеся колледжа становятся ежегодными лауреатами областного фестиваля студенческого творчества «Студенческая осень»;
· в составе творческих коллективов города участвуют в областных и городских мероприятиях;
· занимаются в театральной студии «Речка детства».
Справедлив вывод: чем больше в учебном заведении работают различных кружков и секций, чем шире деятельностный диапазон внеклассной работы, тем больше возможностей открывается для каждого воспитанника проявить и развить свои способности, наклонности и интересы.
В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника колледжа важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении студентов к профессиональной деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации.
В результате профессионально-трудового воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как трудолюбие, целеустремленность, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе, развиты творческие способности и другие качества, необходимые специалисту.
Для реализации данного направления воспитательной работы в колледже систематически проводятся такие мероприятия как:
· тематические классные часы;
· экскурсии на предприятия города и района;
· встречи с руководителями и специалистами предприятий;
· ведется совместная работа с городским центром занятости населения и отделом по молодежной политике города;
· ежегодно, в сентябре, проводится анализ трудоустройства выпускников;
· в течение учебного года студентами выпускаются стенгазеты и проводятся викторины, конкурсы, научно-практические конференции к профессиональным праздникам;
· с целью приобщения студентов к общественно-полезному труду, в колледже проводятся субботники, генеральные уборки, ремонт мебели;
· ежегодно проводятся, ставшие уже традиционными, такие мероприятия как: «Посвящение в студенты», «Вечер встречи с выпускниками», выставка «Дары осени», выставка творческих работ студентов, преподавателей и родителей, студенческие научно-практические конференции;
· студенты своими силами изготавливают наглядный и стендовый материал в кабинетах и мастерских колледжа;
· в рамках профориентационной деятельности налажена тесная связь со школами города и района (проводятся Дни открытых дверей, организуются встречи представителей колледжа с учениками и родителями школ, ежегодно формируется банк статистической информации по количеству выпускников школ, проводится реклама нашего учебного заведения в СМИ, студенты принимают активное участие в городской ярмарке вакансий трудовых и учебных мест, проводятся экскурсии по колледжу для выпускных классов школ города и района, оказываем содействие в оформлении профориентационных стендов и уголков в школах).
Особое внимание в работе колледжа уделено вопросам здоровья – важнейшей составляющей развития подрастающего поколения.
Работа по освоению здорового образа жизни и физической культуры способствует удовлетворению потребностей студентов в занятиях физкультурой и спортом, в овладении навыками поддержания физического и духовного здоровья, продуктивной жизнедеятельности.
В колледже делается все возможное для укрепления здоровья студентов:
· студенты проходят медицинское обследование;
· проводятся Дни здоровья;
· регулярно проводятся влажные уборки учебных кабинетов и коридоров колледжа;
· ведущим средством оздоровления в колледже являются уроки физической культуры.
· созданы группы для занятий физической культурой с учетом физиологического состояния здоровья студентов;
· проводится большая работа по укреплению спортивной базы колледжа;
· ведется работа по привлечению студентов к занятиям в спортивных клубах и секциях;
· распространяется информационная продукция (памятки, буклеты и др.) по профилактике ЗОЖ.
Совместно со студенческим советом ежегодно проводятся акции против курения, алкоголя, наркотиков, ВИЧ-инфекции, по пропаганде донорства.
Проблемы профилактики здорового образа жизни постоянно освещаются классными руководителями на родительских собраниях и классных часах.
В ГБПОУ ВО ГСК разработана и реализуется программа «Колледж-территория здорового образа жизни». В колледже работает 7 спортивных секций. В работе по физическому воспитанию широко используются городские спорт сооружения( стадион, лыжная база, ДЮСШ и т.д.) В ГСК на протяжении всего учебного года проводятся первенства колледжа по различным видам спорта. Колледж принимает и проводит городские и областные спортивные соревнования. Студенты ГСК принимают участие в областной спартакиаде студенческих клубов.
С 2014 года студенты ГСК принимают участие в сдаче норм ГТО.
Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с родителями занимает в воспитательной системе колледжа важное место.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс – одна из главных задач нашего коллектива, и ее решение ведется по следующим направлениям:
· психолого-педагогическое просвещение родителей;
· совместные творческие дела преподавателей, студентов и родителей;
Основными мероприятиями, направленными на реализацию работы с родителями являются:
· родительские собрания;
· системное информирование родителей о поведении и результатах учебной деятельности их ребенка;
· индивидуальные беседы с родителями с целью изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей;
· заседания совета по профилактике правонарушений;
· осуществление мер по социальной поддержке семей студентов;
· использование потенциала родителей в проведении совместных мероприятий (творческие выставки, классные часы, поездки и др.)
· составление социального паспорта семей, групп, колледжа.
Для психолого-педагогического просвещения родителей привлекаются специалисты различных служб: психологи, медицинские работники, работники правоохранительных органов. Проводятся индивидуальные консультации, беседы, лекции (на родительских собраниях).
Потребности развития современного российского общества выдвигают перед учреждениями профессионального образования требования подготовки высококвалифицированных специалистов, инициативных, предприимчивых, готовых к позитивным преобразованиям окружающей природной и социальной среды, способных к управлению на разных уровнях и в разных сферах.
В значительной степени решению этой задачи способствует деятельность органов студенческого самоуправления.
На демократической основе в колледже создана и функционирует система студенческого самоуправления, деятельность которого определяется и планом работы на учебный год.
Деятельность студсовета активно осуществляется во всех сферах жизнедеятельности колледжа: в учебном процессе, культурно-массовой деятельности, спорте, пропаганде здорового образа жизни, охране правопорядка, и др. При непосредственном участии членов студенческого совета и под их руководством подготавливаются и проводятся все запланированные мероприятия, многие из которых стали традиционными.
Ребята принимают участие в работе Совета колледжа, совместно с администрацией и преподавателями решают проблемы студенческой жизни.
Оценка состояния воспитательной работы в колледже осуществляется следующим образом:
· через проведение социологических опросов студентов с целью выявления и учета их мнения об организации воспитательной работы колледжа, значимости здорового образа жизни, организации взаимодействия с классными руководителями;
· через выявление уровня воспитанности студентов;
· изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения;
· проводится общий анализ воспитательного процесса в колледже, что позволяет внести изменения и дополнения при составлении плана работы со студентами на следующий учебный год.
Для проведения воспитательной и внеучебной работы колледж располагает следующими возможностями и ресурсами:
· актовый зал для проведения культмассовых мероприятий;
· оборудование для организации и проведения культмассовых мероприятий;
· два спортивных зала, оснащенный тренажерами, для занятий физической культурой и спортом.
Проект областной конкурс солдатской и военно-патриотической песни Вспомним, ребята, мы Афганистан